Вебинар на тему "Результаты международного исследования ICILS-2013".

Окт 16, 2015

14 октября состоялся совместный с Российским тренинговым центром Института образования НИУ ВШЭ вебинар на тему "Результаты международного исследования ICILS-2013".  

 

В 2010-2014 гг. Россия принимала участие в Международном исследовании компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов (International Computer and Information Literacy Study, ICILS 2013). Исследование было организовано  Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA). В России данное исследование проводилось специалистами НФПК — Национального фонда подготовки кадров при активной поддержке Министерства образования и науки РФ и органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Международное исследование ICILS 2013 стало первым сравнительным исследованием, которое посвящено вопросам формирования и развития компьютерной и информационной грамотности у школьников. В отличие от других сравнительных исследований, имеющих ориентацию на определенный учебный предмет, исследование ICILS имело своей целью оценить  метапредметную способность учащихся использовать компьютер для работы с информацией в цифровой среде. Кроме того, это первое международное исследование, организованное IEA, в рамках которого результаты тестирования и анкетирования учащихся собирались в электронной форме. Оно является своеобразным ответом на вызовы современного общества, характеризующегося широким распространением информационных и коммуникационных технологий и возрастающей ролью соответствующих навыков, необходимых современному человеку для успешной жизни и работы в эпоху цифровых технологий. 

Цель исследования ICILS-2013 – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни  подготовки  в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах, измерить и проанализировать выявленные различия,  способствовать продвижению обучения в этой сфере  на национальном и международном уровнях.

Исследование в цифрах.

Всего в  рамках международного исследования ICILS прошли тестирование почти 60 000 учащихся 8-х классов в 3300 школах  из 20 страны. Результаты тестирования и анкетирования школьников были дополнены данными, полученными в ходе анкетирования примерно 35 000 учителей, а также  ответственных за информатизацию и директоров тех же школ.

В России для участия в исследовании (основной этап) было отобрано  208 городских и сельских школ из 43 регионов РФ.  Всего в нем приняло участие более 7300 человек, в т.ч. 3907 учащихся, 2995 учителей, 208 ответственных за информатизацию в школе, 208 директоров школ.

На вебинаре были представлены результаты проведенного исследования, а также обсуждались вопросы: какие факторы влияют на формирование компьютерной и информационной грамотности и какова роль школы в ее формировании.

Докладчики:

Авдеева Светлана Михайловна, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров, к.т.н.;

Кацай Ирина Ивановна, начальник отдела организационно-аналитического обеспечения структурного подразделения Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска» по Центральному району;

Полякова Виктория Александровна, проректор по информатизации ГАОУДПО ВО "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой".

Ведущие вебинара:

Вальдман Игорь Александрович, директор Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.

Вебинар, в первую очередь, предназначен представителям региональных органов управления образованием, специалистам центров оценки качества образования, институтов развития образования и методических служб.

На вебинаре обсуждались следующие вопросы:

Насколько хорошо подготовлены современные школьники к учебе, работе и жизни в век информации?

Каков уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов Российской Федерации? Насколько он отличается от уровня учащихся других стран, принимающих участие в исследовании?

Какие факторы влияют на формирование компьютерной и информационной грамотности учащихся, а какие препятствуют?

Какие аспекты школьного образования и образовательной системы в целом влияют на развитие компьютерной и информационной грамотности? А именно: насколько ИКТ доступны в школах? Как учителя относятся к использованию компьютера и насколько хорошо им владеют? Как осуществляется профессиональное развитие учителей в области эффективного использования ИКТ?

 Приятного просмотра.