Статус «опорный университет» - это знак качества

Апр 24, 2017

20-21 апреля в Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина с ознакомительным визитом посетила руководитель международных и сетевых программ Национального фонда подготовки кадров Наргис Валамат-Заде. НФПК является федеральным оператором программы работы с опорными университетами. Поддержка программ развития была инициирована в 2016 году Минобрнауки России

Знакомство с вузом началось со встречи с руководством и профессорско-преподавательским составом университета. На встрече эксперт рассказала присутствующим о том, какие перспективы и возможности открывает статус опорного вуза. Во время встречи было отмечено, что опорный университет – это, прежде всего, вуз, который совместно с регионом осуществляет подготовку кадров. Одна из основных задач региона удержать молодежь, показать перспективу и подготовить необходимых специалистов для республики. Опорный университет должен стать опорой для региона в части взаимодействия с региональной властью, с бизнесом и научными институтами для обеспечения региональной экономики кадрами и формирования в регионах научно-образовательных центров, ориентированных, прежде всего, на запросы региональной экономики и регионального рынка труда.

- Опорный вуз ‒ это точка позитивных изменений экономики в регионе. Получение статуса «опорный университет» не только открывает перед вами новые возможности и перспективы, но и повышает ответственность перед республикой. Вы должны стать вузом, который востребован в республике, а это значит – на вас возложены очень важные задачи, а именно, подготовка необходимых для региона кадров, с учетом потребностей отрасли и работодателей; выполнение научных исследований, актуальных для социально-экономического развития региона; активное участие университета в жизни города, республики. Статус «опорный университет» - это знак качества, которому нужно соответствовать,  – подчеркнула Н.Валамат-Заде. 

И.о. ректора университета поддержала эксперта, отметив, что университет и регион осознают важность общего дела. Ведь с одной стороны, вуз должен грамотно выстраивать коммуникацию с представителями власти, бизнеса, промышленности и общественностью, а с другой — эти сферы нуждаются в поддержке вуза, где готовят кадры. Однако сделать предстоит еще немало.

-Для решения этих задач необходимо научиться выстраивать партнерские отношения с региональной властью, промышленными, инновационными компаниями, организациями социального сектора. Вектор развития должен соответствовать Стратегии развития региона и потребностям реального сектора экономики. Мы должны готовить специалистов, которые будут оставаться в республике, и работать на благо республики, - рассказала Ольга Сотникова.

Представитель оператора программы работы с опорными университетами пояснила, что статус опорного позволит посмотреть на вуз по-новому не только Минобрнауки России, но и институтам развития, а также бизнесу, и не только региональному. Также программа открывает новые перспективы в сфере сетевого взаимодействия с другими опорными вузами, с федеральными и зарубежными партнерами.

-Статус опорного вуза дает возможность СГУ им. Питирима Сорокина получить консалтинговую и экспертную поддержку, а также стать участником сетевого взаимодействия в рамках уже действующего Консорциума опорных университетов, - отметила Наргис Валамат-Заде.

Руководитель департамента научной и проектно-инновационной деятельности Владимир Миронов считает, что благодаря полученному статусу взаимодействие с государственными и коммерческими структурами Коми теперь будет развиваться тоже в новом ключе.

Помимо встречи с руководящим составом вуза, во время экскурсии Наргис Валамат-Заде смогла познакомиться и с объектами инфраструктуры университета, в том числе и с Музеем истории просвещения Коми края и его директором профессором Майей Ивановной Бурлыкиной; пообщаться с представителями образовательных подразделений и ключевых научно-исследовательских структур, а также из первых уст услышать о приоритетных и перспективных научных разработках, и проектах.

Во время визита также состоялась встреча руководителя международных и сетевых программ Национального фонда подготовки кадров Наргис Валамат-Заде с заместителем Председателя Правительства Республики Коми – министром образования, науки и молодежной политики Республики Коми Натальей Михальченковой и и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольгой Сотниковой.

Во время встречи Н. Михальченкова отметила, что получение СГУ им. Питирима Сорокина статуса опорного университета выводит Сыктывкар в орбиту тех городов, которые становятся интересными для инвестирования, и придает новый статус учебному заведению, ведь в программе заявлено всего 33 опорных вуза. Это соотносится с позицией Главы Республики Коми Сергея Гапликова, что основой развития университета и экономики региона должен стать приход в регион новых предприятий и создание рабочих мест.

О. Сотникова рассказала, что руководством университета уже начата работа по информированию студентов и профессорско-преподавательского состава о престижности принятого решения о присвоении статуса опорного вуза и ответственности, которое это решение налагает.

В ближайшие 3 месяца университет совместно с государственными органами Республики Коми должен проработать оставшиеся блоки Программы развития опорного университета (на 5 лет), а затем приступить к ее реализации. Уже сегодня идет работа по выявлению приоритетных проектов, направленных на развитие республики. Особое значение вуз планирует уделить реализации проектов, направленных на развитие педагогического и медицинского образования. 

*** 
Национальный фонд подготовки кадров - оператор крупнейших федеральных программ в России с 20-и летным опытом работы, выступающий в качестве системного интегратора. С одной стороны, Фонд имеет многолетний опыт работы со всеми университетами России, с другой стороны обладает мощным экспертным ресурсом, в том числе международным. НФПК специализируется на разработке, выполнении и сетевой координации инновационных проектов в сфере образования и науки «под ключ», мониторинге хода реализации федеральных целевых программ и региональных программ развития образования, проведении исследований в области образования и науки, а также консультировании вузов по вопросам эффективности управления и изменений.