СГУ им. П.Сорокина открываются новые перспективы

Апр 26, 2017

20-21 апреля 2017 г. в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина, в рамках визита НФПК состоялось обсуждение о том, какие перспективы и возможности открывает статус опорного вуза. 

Поддержка программ развития, направленных на формирование опорных университетов в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, была инициирована в 2016 году Минобрнауки России. Напомним, в середине апреля Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина вошел в число опорных вузов регионов, став одним из научных центров, призванных обеспечить трансформацию системы кадровой подготовки и обеспечить кооперацию с крупными отраслевыми предприятиями региона.

По словам руководителя международных и сетевых программ Национального фонда подготовки кадров, Наргис Валамат-Заде, опорный университет – это, прежде всего, вуз, который совместно с регионом осуществляет подготовку кадров. Одна из основных задач региона удержать молодежь, показать перспективу и подготовить необходимых специалистов для республики. Опорный университет должен стать опорой для региона в части взаимодействия с региональной властью, с бизнесом и научными институтами для обеспечения региональной экономики кадрами и формирования кадрового резерва. 

О том, что значит для СГУ им. П.Сорокина статус опорного вуза, с кем и как нужно работать, и почему бизнесу важно быть социально ответственным, рассказала БНК, Наргис Валамат-Заде:

- Когда появилась информация о присвоении университету статуса опорного вуза региона, думаю, многие прочитали, но мало что из этого поняли. Так что же все такое опорные вузы и зачем они нужны в регионе?

- Опорный университет – это вуз, который прежде всего выступает в качестве опорного для своего региона, готовит кадры для региональных экономик, выступает региональным центром социально-экономического развития. К сожалению, сегодня одной из основных проблем в наших регионах – это отток молодых специалистов. В регионе должен быть сильный университет, способный обеспечить территорию педагогами, врачами, учеными, инженерами и.т.д. Ну, например, если мы говорим о Сыктывкаре, то нужно исходить из реальности, не так много людей из Москвы, Санкт-Петербурга или других крупных городов приедут сюда, чтобы работать в школах, поликлиниках, детских садах. Но жизнь-то идет, здесь в регионах создаются семьи, рождаются дети, нужны свои врачи, учителя, педагоги, инженеры и кому их готовить, как не опорному университету? Но для того, чтобы выпускники школ с хорошими баллами ЕГЭ хотели поступать в региональные университеты и оставаться здесь, они должны понимать, что региональный вуз может дать качественное образование, которое позволит после окончания получить хорошую работу в регионе. В общем, молодежь должна видеть перспективу.

Более того, университет должен стать более открытым, на его базе должны реализовываться различные программы дополнительного образования под все категории граждан региона. Для реализации таких программ я бы рассмотрела возможность выстраивания активного сотрудничества как с регионом, так и с социально ответственным бизнесом, благотворительными фондами, при поддержке которых на базе университета можно было бы апробировать и запустить различные социальные и образовательные программы. Например, я посетила мастерские декоративно-прикладного искусства, скульптуры и художественной керамики Института искусства и культуры. У коллег даже есть патенты на разработанные рисунки. При этом как-то коммерциализировать данное направление коллеги пока не задумывались, а зря, ведь можно создать компанию с долей университета, но этому нужно учить сначала самих сотрудников вуза. Мне кажется, что здесь было бы актуально запустить программу по развитию предпринимательства, и сделать ее и частью образовательного процесса, чтобы студенты творческих профессий могли бы сразу учиться и тому, как можно зарабатывать на своих умениях, как создать предприятие, очень важно приглашать в качестве лекторов предпринимателей, кто создал свои компании и мог бы поделиться своим опытом. Такие программы способствовали бы развитию малого и среднего предпринимательства в регионе и содействовали усилению региональной экономики через создание новых рабочих мест, поступлению налогов в региональный бюджет. Но чтобы начать свой бизнес, нужно знать, как найти свою нишу на рынке, какую выбрать бизнес-модель, как упаковать продукт и найти инвестора – всему этому важно и нужно учить. И здесь снова обозначается роль опорного университета – вуз должен дать прикладные знания и выпустить таких специалистов, чья деятельность будет полезна развитию региональной экономики.

- Статус опорного вуза университетом был получен в конкурсе?

- Программа по развитию опорных университетов была начата в прошлом году, был проведен конкурс, по итогам которого были определены 11 опорных университетов первой волны. В этом году был объявлен второй конкурс и университеты, прежде чем попасть в программу опорных вузов, прошли достаточно жесткий конкурсный отбор, в котором приняло участие более 80 и только 22 получило статус «опорного вуза», среди них и Сыктывкарский государственный университет, который заручился сильной поддержкой со стороны правительства Республики Коми. Полученный статус - это некий знак качества.

В рамках первой волны все победители получили как федеральное, так и региональное финансирование. В этом году ситуация немного поменялась, победителями стали 22 университета, при этом они были разделены на две группы. Разделение проводилось по ряду критериев, в том числе и по объёму софинансирования, качеству заявки и тем проектам, которые были представлены на конкурс. В первую группу вошло восемь университетов, которые получают и федеральное, и региональное финансирование. Сыктывкарский госуниверситет вошел во вторую группу, среди которых еще 14 университетов, получающих финансирование со стороны региона, а с федеральной стороны - консалтинговую и экспертную поддержку. Также, сотрудники университета получат возможность принимать участие деятельности консорциума опорных университетов, который был создан по итогам первого года реализации программы. В настоящее время в консорциум входят 11 вузов первой волны, в скором будущем консорциум опорных университетов расширится.

- У ученых очень часто уникальные разработки могут годами лежать мертвым грузом, просто потому, что о них никто не знает, или не понимает, как это продать. Опорные вузы в этой проблеме могут помочь ученым?

- Я с огромным уважением отношусь к ученым, это люди с Божьим даром, они двигатели человеческого прогресса, которые проводят очень важные для всех нас исследования, делают научные открытия. При этом я считаю абсолютно неправильным заставлять ученых заниматься коммерциализацией их идей и разработок, так как это люди совершенно иного склада ума. Мы сегодня были в Институте естественных наук, где есть научные группы, которые проводят уникальные исследования, публикуют их результаты в ведущих научных журналах, печатают книги, но при этом ничего коллеги на этом не зарабатывают, хотя при правильной работе, вполне могли бы.

- Бизнесу мало просто показать красивый проект, вещь или интересную разработку, он в любом случае будет просчитывать свою выгоду. Как должны вести себя вуз и правительство, чтобы это партнерство работало?

- За последние 10 лет в России очень выросла социальная ответственность предпринимательства и сегодня крупный бизнес чаще всего социально ориентирован. И здесь очень важно и региону, и университету вовлекать такой бизнес в сотрудничество и выстраивать серьезные партнерские связи. Технические и инженерные вузы, как правило, имеют многолетние отношения с крупным бизнесом, я знаю много технических вузов, где есть базовые кафедры и есть серьезная поддержка со стороны крупных компаний. Но есть и гуманитарные университеты, и как быть с ними? И здесь тоже важно говорить с бизнесом, объяснять роль таких вузов в развитии региона, ведь в те же технические вузы, с которыми крупный бизнес сегодня активно взаимодействует, в один день просто перестанут приходить сильные выпускники, потому что они не смогут получить хорошее школьное образование, так как учителей просто некому будет готовить. Если сейчас не начать активно выстраивать партнерство внутри региона, не решать социальные проблемы, не создавать нормальную социальную инфраструктуру то в определенный момент на территории возникнет социальная напряженность, которая не способствует нормальному развитию и бизнеса, в том числе.

- Большая часть ученых Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук – выпускники Сыктывкарского университета, то есть сотрудничество так или иначе существует. Предполагает ли придание университету статуса опорного вуза изменения в этом партнерстве?

- Университет должен занять открытую позицию в отношении сотрудничества со всеми потенциальными партнерами и, отвечая на Ваш вопрос, конечно же и с региональным отделением РАН. Это партнёрство взаимовыгодно обеим сторонам, при эффективно выстроенной совместной работе образовательный и научный комплекс будут получать конкретные заказы на разработку того иного продукта или проводить исследования, а также готовить специалистов, в которых больше нуждается регион. Также нужно обновить отношения не только с РАН, но и с другим региональным вузом, Ухтинским техническим университетом, уверена, что и здесь можно найти возможные точки для сотрудничества. Как пример, город Томск, в котором четыре очень сильных университета, и что сделали томские коллеги - они создали консорциум томских университетов и активно взаимодействуют при наличии здоровой конкуренции, понимая, что от этого партнерства каждый из них только выиграет. Вы – опорный университет, ваша задача - стать региональным интегратором, выстраивать отношения со всеми, чтобы совместно решать задачи для региона. Сыктывкарский университет может брать фундаментальные разработки ученых РАН, делать их прикладными, а технический университет уже может их достраивать. Это сотрудничество невозможно без желания, без диалога, без человеческого фактора.

- А со средним профессиональным образованием тоже должно быть какое-то сотрудничество?

- Нужно просто понять, какие колледжи и техникумы есть в регионе, кого они готовят. Для технических специальностей практика такого сотрудничества уже отработана везде. По другим направлениям нужно сначала получить понимание потенциала среднего профессионального образования и запрос региона на эти кадры. Может, и не нужно столько специалистов с высшим образованием или наоборот какие-то специальности перевести в вуз. Нужен аудит, чтобы сложить эту картинку внутри университета. Единственное, что у вас нет времени на раскачку, все нужно делать быстро.

- Статус опорного вуза университету придется подтверждать через какой-то период времени?

- Конечно, есть критерии и показатели для оценки, есть программы, которые университет представлял на конкурс, и, значит, должен будет выполнить. Сейчас опорные вузы первой волны защищали свои программы. Все 11 вузов оставлены в проекте, но по итогам защиты был сформирован некий рейтинг, вузы были распределены на три группы, в тройку лидеров вошли Донской государственный технический университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет и Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. Через год и университетам второй волны на Совете придется показывать результаты своей работы. Думаю, что если показатели будут совсем слабыми и не будет видна динамика, то Министерство образования, наверное, будет предпринимать какие-то меры, но, надеюсь, что этого не случится, и вузы приложат все усилия, чтобы подтвердить свою значимость и роль в регионе. Поверьте, и в Министерстве образования, и в Национальном фонде подготовки кадров, мы все заинтересованы, чтобы статус «опорный вуз» не был просто на бумаге, мы хотим, чтобы вузы по-новому посмотрели на себя, на свои возможности, на партнеров вокруг.

*** 
Национальный фонд подготовки кадров - оператор крупнейших федеральных программ, в том числе программы развития опорных университетов России, с 20-и летным опытом работы, выступающий в качестве системного интегратора. С одной стороны, Фонд имеет многолетний опыт работы со всеми университетами России, с другой стороны обладает мощным экспертным ресурсом, в том числе международным. НФПК специализируется на разработке, выполнении и сетевой координации инновационных проектов в сфере образования и науки, мониторинге хода реализации федеральных целевых программ и региональных программ развития образования, проведении исследований в области образования и науки,