! Годовой отчет НФПК за 2018

Аналитические материалы о развитии высшего образования

Июл 30, 2020

В 2020 году в рамках совместного проекта Благотворительного фонда Владимира Потанина и Национального фонда подготовки кадров, реализуемого в партнерстве с Агентством мониторинга и оценки регионального развития «Терра Курс», была подготовлена серия аналитических, информационных и методических материалов, посвященная основным проблемам и тенденциям развития сферы высшего образования и магистратуры в России и за рубежом.

Размещяем аннотации к докладам, посвященным влиянию пандемии COVID-19 на магистратуру, высшее образование и инструменты их развития в новых условиях 2020 года.

«Магистратура и пандемия COVID19: зарубежные практики и ответы на новые вызовы»

Анализ зарубежного опыта (доклады и отчеты международных организаций, институциональные сайты и открытые источники) показал уровень влияния пандемии на развитие принципов функционирования магистратуры в отношении основных участников образовательного процесса, базового элемента магистратуры и институциональной среды. Реакция высшего образования на пандемию через аналитическую рамку Магистратуры 5.0, демонстрирует происходящие изменения в системе высшего образования на уровне магистратуры в результате анализа зарубежного опыта, который отражен в компонентах ЛЮДИ, ПРОДУКТ и СРЕДА.

СКАЧАТЬ

«Магистратура и пандемия COVID19: российские практики и ответы на новые вызовы»

Для систематизации российского опыта развития магистратуры и реализации магистерских программ в период пандемии были определены практики развития институциональной среды, разработки программ магистратуры как продукта, опыт внешней поддержки со стороны партнеров и фондов. Работа была выполнена на основе мониторинга открытых источников (университетских сайтов, порталов, социальных сетей). Основу выборки вузов составили российские университеты – члены Ассоциации «Глобальные университеты», представляющие когорту ведущих вузов страны, участвующих в проекте повышения конкурентоспособности российского высшего образования 5-100, многие из которых также являются активными участниками проектов Стипендиальной программы Владимира Потанина.

Анализ практик развития магистратуры в условиях неопределенности на основе данных ведущих вузов страны в условиях неопределенности приняли на себя миссию вырабатывать наиболее оптимальные решения по выходу из кризиса и делиться своими наработками с другими участниками национального пространства высшего образования.

СКАЧАТЬ

«Инструменты развития магистратуры в новых условиях: рейтинги»

Проанализирована роль глобальных академических рейтингов в преодолении кризиса 2020 года.

В докладе показано, какие именно корректировки методологий мировых рейтингов возможны в свете изменений и вызовов пандемии, а также, в контексте развития института магистратуры в России, оценены, насколько рейтинги, могут быть полезны при разработке новых программ магистратуры, и почему важно при этом учитывать международный контекст.

СКАЧАТЬ

«Инструменты развития магистратуры в новых условиях: академический маркетинг»

Приведен анализ инструментов образовательного маркетинга, которые применимы к текущей ситуации с сфере высшего образования в России.

Исследование магистратуры в России, проведенное в рамках проекта «Магистратура 5.0» в 2018-2019 гг., и частично актуализированное в 2020 году, показало, что маркетинговый потенциал программ магистратуры для привлечения абитуриентов вузами использовался не полностью. Анализ развития магистратуры в 2020 году показывает, что магистратура в период неопределенности и вынужденного перехода работы университетов в онлайн формат получила новый импульс для развития. Большинство российских ведущих вузов анонсировали открытие новых магистерских программ. При этом некоторые вузы предприняли усилия по созданию полностью онлайновых продуктов.

В докладе показано, какую роль в этом играют инструменты образовательного маркетинга и какие модели маркетинговой поддержки могут быть применены российскими вузами для развития оффлайн и онлайн программ магистратуры.

СКАЧАТЬ

«Мониторинг устойчивости магистратуры в вузах: история разработки и рекомендации по применению с учетом новых вызовов и задач развития 2020 года»

Доклад посвящен подходу к оценке устойчивости институциональной среды в российских вузах для развития магистратуры нового поколения, аналитический материал освещает основные положения подхода, итоги его апробации среди вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина, а также возможности применения предложенной системы показателей для мониторинга устойчивости магистратуры и управления ею на основе получаемых данных.

Идеальный формат магистратуры был принят за основу в рамках проекта и позволил осуществить аналитические работы по формированию модели поддержки и развития института магистратуры в российских вузах для устойчивых позитивных изменений на институциональном уровне, разработать систему специальных показателей для оценки устойчивости институциональной среды в вузах, благодаря которой развитие магистратуры нового поколения становится возможным и эффективным.

СКАЧАТЬ

«Влияние пандемии COVID19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ»

В силу высокой чувствительности сферы высшего образования к произошедшим изменениям на международном, национальном и институциональном уровнях начинает формироваться соответствующий ответ, специфику которого необходимо рассмотреть подробнее, чтобы обеспечить необходимой информацией для преодоления негативных последствий для магистратуры в будущем.

Анализ кейсов показал, что страны и университеты, сталкиваясь с одинаковыми вызовами, реагировали на них с разной скоростью. Наиболее чувствительным моментом оказалось предоставление актуальной информации студентам и абитуриентам относительно ситуации в высшем образовании. Наиболее успешные страны создали фонды и горячие линии для помощи студентам. Наиболее успешные университеты помимо использования современных подходов к онлайн образованию, создали онлайн сообщество студентов, преподавателей, административных работников, что способствовало повышению качества образования и снижению стресса от социальной изоляции.

СКАЧАТЬ