Новости
16.06.2022 Как развивается обучение предпринимательству в колледжах

Как развивается обучение предпринимательству в колледжах

6 июня 2022 года в онлайн формате прошел Круглый стол «Методики и технологии обучения предпринимательству в профессиональных образовательных организациях».

Мероприятие организовали Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП) и университет Синергия. Участники – преподаватели и руководители разных уровней ПОО, заинтересованные в развитии предпринимательских компетенций у обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Круглый стол продолжил обсуждения и обмен мнениями по вопросам развития предпринимательского обучения и предпринимательства в профессиональных образовательных организациях, начатые в ходе повышения квалификации преподавателей и управленческих команд ПОО, организованного Национальным фондом подготовки кадров в 2018 году.

Как отмечалось в ходе круглого стола, актуальность данной проблематики обусловлена тем, что в настоящее время в российской экономике роль субъектов малого и среднего предпринимательства весьма незначительна (20% ВВП), тогда как в странах Евросоюза этот показатель достигает 67%, а в Китае, Японии и США – от 52% до 60%. В период пандемии (2019 по 2021 годы) количество отечественных предпринимателей значительно сократилось (на 457 тыс.) и составило в 2021 г. 3,55 млн. человек. Как показывают результаты анализа, основной причиной банкротства стала недостаточная квалификация управляющих. По оценкам экспертов, в средне- и долгосрочной перспективе драйвером развития сектора МСП может стать молодежное предпринимательство.

Основной темой круглого стола стала интеграция эффективных методических инструментов в обучение предпринимательству. В ходе круглого стола состоялись обмен опытом участников по вопросам развития обучения предпринимательству в ПОО, включая обсуждение различных методик и технологий обучения предпринимательству, демонстрацию методических наработок в целях повышения методического уровня преподавания, а также ведения предпринимательской деятельности студентами.

Круглый стол открылся работой экспертной гостиной, где выступили: преподаватель ГБПОУ МО «Ногинский колледж» и руководитель группы разработчиков ФГОС СПО «Торговое дело» Ирина Геннадьевна Тараненко, методист ГБПОУ МО «Ногинский колледж», к.пед.н. Алевтина Равильевна Якупова, преподаватель ВКК ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» Наталья Владимировна Волынщикова.

В своих выступлениях они обсудили методические аспекты предпринимательской подготовки учащихся ПОО, а именно: вопросы разработки примерной основной образовательной программы при формировании предпринимательских компетенций специалистов среднего звена; методики разработки общеобразовательной дисциплины «История» с учетом синхронизации общей компетенции СПО в сфере предпринимательства; методики подготовки к демонстрационному экзамену R11 «Предпринимательство» обучающихся по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

Было отмечено, что поддержка предпринимательства является приоритетом государственной политики. В частности, согласно задачам нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», вклад МСП в ВВП Российской Федерации к концу 2024 года, должен увеличиться до 32,5%, а число занятых в секторе – до 23 млн. человек и до 25 млн. человек к 2030 году. 

При разработке содержания обучения предпринимательству студентов СПО в центре внимания разработчиков находятся вопросы усиления интеграции процессов общеобразовательной и профессиональной подготовки, синхронизации предметных, метапредметных и личностных результатов с формированием компетенции СПО в сфере предпринимательства.

На примере ПООП «Специалист торгового дела», представлен подход к декомпозиции, с помощью матрицы компетенций, и интеграции предпринимательских общих (soft skills) и профессиональных (hard skills) компетенций выпускника СПО в учебные планы дисциплин социально-гуманитарного цикла, общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули.

Также представлен алгоритм работы с Методикой преподавания общеобразовательных учебных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (утверждено распоряжением Минпросвещения России от 25.08.2021г., №Р-198).

В частности, в рамках общеобразовательной дисциплины «История» рассмотрены варианты синхронизации образовательных результатов на уровне среднего общего образования согласно ФГОС СОО – предметные результаты базовый уровень – ПРб с образовательными результатами на уровне СПО по ОК 03 путем интеграции предметного содержания, усиления профильной профессиональной и практико-ориентированной направленности. Для этого в соответствующие темы дисциплины предлагается включать практико-ориентированное содержание путем организации изучения вопросов: история предпринимательства начала ХХ века, особенности новой экономической политики (НЭП) СССР, развитие предпринимательства в XXI веке и т.д.

Для формирования общих и профессиональных предпринимательских навыков и умений студентов в рамках программ СПО ключевое значение имеет применение эффективных технологий работы с обучающимися и организации особых видов учебной деятельности. От правильности их подбора зависит, в конечном счете, будет ли способен выпускник к самостоятельному старту в бизнесе или нет. В рамках тематических треков «Методические лайфхаки» и «Использование кейсов в образовательном процессе» участники представили свои наработки по применению актуальных форматов работы с обучающимися в преподавании предпринимательства.

В частности, в Каменск-Уральском техникуме торговли и сервиса такая работа начинается с первого года обучения, когда студенты для разработки бизнес-идеи объединяются в команды. Работа команд строится по методике Scrum, помогающей участникам вести совместную командную работу над бизнес проектами с применением пошаговой технологии и распределением ролей.

Как показало обсуждение, только комплексный подход к выстраиванию предпринимательской экосистемы в ПОО, включающий различные формы учебной и внеучебной работы, такие как организация мастер-классов, бизнес клубов и форумов, бизнес воркшопов, внутренних чемпионатов, выполнения индивидуальных проектов в рамках дисциплины «Экономика» и т.д. позволяет реально интенсифицировать предпринимательскую подготовку как студентов и школьников, так и самих преподавателей ПОО, вплоть до выхода отдельных проектов на уровень стартапов.

В рамках круглого стола преподаватели ПОО- участников совместно с командами студентов (4-5 человек) имели возможность  принять участие в демонстрации технологии проведения кейс-чемпионата по предпринимательству, в ходе которого на примере простых кейсов из области продвижения продукта, генерирования бизнес идеи, работы с целевой аудиторией были продемонстрированы подходы к формулированию учебных кейсов, организации работы студентов по их анализу и характер взаимодействия преподавателя и аудитории при решении кейсовых задач.

В завершение участники круглого стола договорились о продолжении взаимодействия, в том числе о проведении подобных мероприятий в будущем. Тематика мероприятий будет формироваться по запросу, для чего будет проведен соответствующий опрос участников.


Возврат к списку